Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"

Дорогие друзья! Нашими сотрудниками подготовлен комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды". 

Комментарий
к Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты
Российской Федерации" (далее по тексту − Закон).

Упомянутым Законом, прежде всего, упорядочивается, дополняется и уточняется понятийный аппарат законодательства в сфере охраны окружающей среды (даются определения таким понятиям, как нормативы допустимых выбросов и сбросов, временно разрешенные выбросы и сбросы, наилучшая доступная технология, технологические нормативы, технические нормативы, загрязняющие вещества, а также целому ряду других вновь вводимых терминов). Кроме того, устраняются возможности двойного толкования ряда терминов. Так, например, термин «природоохранные нормативы» исключен, но остались «нормативы в области охраны окружающей среды». В определении существовавшего ранее термина «наилучшие существующие технологии» слово «существующие» заменено на «доступные», что гармонизирует существующие международные и отечественные экологические нормы и позволяет использовать наряду с российскими и передовые зарубежные доступные природоохранные технологии.
Законом устанавливается понятие «перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», и вводятся критерии, по которым Правительством РФ составляется упомянутый перечень.
В целях усиления контроля за воздействием на окружающую среду Законом выделено 4 категории объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, уточнено и само определение таких объектов. Учитывается и уровень воздействия (значительное, умеренное, незначительное, минимальное). Для каждой категории устанавливается совокупность мер государственного регулирования. Так, для объектов 1-й категории предусматривается выдача комплексных экологических разрешений вместо ранее существовавших индивидуальных, для объектов 2-й категории оформляется декларация о воздействии на окружающую среду. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, усовершенствован путем введения электронной государственной информационной системы.
Законом закреплено, что срок реализации плана мероприятий по охране окружающей среды не может превышать 7 лет. На 7 лет будут также выдаваться разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Объекты 1 -й категории - стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством РФ, нужно оснащать автоматическими средствами измерений и учета объема или массы выбросов или сбросов, концентраций загрязняющих веществ. Также для них необходимы технические средства фиксации и передачи информации об объеме или массе в фонд данных государственного экологического мониторинга. Хозяйствующие субъекты решено экономически стимулировать к внедрению наилучших доступных технологий, в том числе и путем предоставления инвестиционных налоговых кредитов.
Одной из важнейших новаций является совершенствование механизма определения и порядка расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Следует отметить, что нижеописанные изменения вступают в силу с 1 января 2016 г. Устанавливается, что утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним входит в полномочия органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Закрепляются понятия платежной базы, впервые уточняется круг лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также не обязанных ее вносить. Вводятся меры реального экономического стимулирования мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Например, размер платы снижается на величину реально подтвержденных затрат на охрану окружающей среды. А те предприятия, которые работают в пределах допустимых нормативов негативного воздействия и могут это подтвердить, полностью освобождаются от платы. Отчетным периодом внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является год, а не квартал, как в настоящее время. Законом устанавливается, что отчетным документом является декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Законом (новая редакция ст. 17 закона об охране окружающей среды) конкретизированы меры государственной поддержки экологически ориентированной хозяйственной деятельности и впервые четко оговорены критерии и области оказания такой поддержки.
Существенно упорядочивается процедура нормирования качества окружающей среды. Нормативы допустимых сбросов и выбросов устанавливаются для загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, и входят в комплексное экологическое разрешение или как приложение к декларации о воздействии на окружающую среду для объектов 1-й или 2-й категорий соответственно. Для объектов 3-й категории нормативы допустимых сбросов и выбросов устанавливаются только в отношении загрязняющих веществ 1 и 2 классов опасности. А для объектов 4-й категории упомянутые нормативы не рассчитываются вообще.
Законом предусмотрены понятия временно разрешенных сбросов и выбросов, порядок выдачи соответствующих разрешений, а также устанавливаются основания для их получения и отмены.
Законом окончательно устранено понятие государственного экологического контроля, оно заменено понятием «государственный экологический надзор федерального и регионального уровней». Указанный надзор осуществляется только в отношении предприятий и организаций, включенных в соответствующие перечни, и не осуществляется вообще в отношении объектов 4-й категории.
Резко возрастает роль и значение производственного экологического контроля на предприятиях и организациях. Теперь каждый субъект хозяйственной деятельности обязан иметь программу производственного экологического контроля, и, кроме того, план мероприятий по охране окружающей среды и программу повышения экологической эффективности производства. Предусматриваются меры по отчету и контролю за выполнением природоохранных мероприятий со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Закон упорядочивает процедуру постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с учетом введения категорий таких объектов, и ведения соответствующего реестра.
Закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, специально оговоренных в тексте закона, а также настоящего комментария.
С целью устранения разночтений между настоящим законом и другими нормативными правовыми актами законодательства в сфере охраны окружающей среды внесены соответствующие изменения в законы об охране атмосферного воздуха, об отходах производства и потребления, об экологической экспертизе, а также в налоговое, административное и градостроительное законодательство.
В заключение следует обратить внимание на некоторые упущения в законе, связанные с отсутствием положений, регулирующих некоторые реально существующие виды сброса загрязняющих веществ. К таким относятся аварийный или несанкционированный сброс с морских и речных судов в акваторию реки или моря, или неорганизованный сброс загрязнителей на земную поверхность (овраги, балки, неэксплуатируемые заброшенные карьеры и им подобные естественные или антропогенные образования, не относящиеся к водным объектам). В результате происходит практически неконтролируемое загрязнение компонентов окружающей среды, что недопустимо. В соответствующих правоустанавливающих документах (Кодекс внутреннего водного транспорта, Земельный кодекс) имеются обычно отсылки к законодательству об охране окружающей среды, однако необходимых норм там до сих пор не содержится.
Закон, в котором содержится понятие «предельно допустимого воздействия на окружающую среду», в некотором смысле вступает в противоречие со ст.35 Водного кодекса РФ, устанавливающей понятие «норматив допустимого воздействия на водный объект». Из текста закона следует, что в отношении водных объектов предельно допустимое воздействие на окружающую среду - это норматив допустимого сброса в водный объект, и только. Однако на водный объект могут негативно воздействовать не только сбросы, но и целый ряд других факторов, объединенных в Водном кодексе РФ понятием «норматив допустимого воздействия на водный объект». И если в законе в отношении атмосферного воздуха такое противоречие устранено, то в отношении водных объектов оно пока остается.
Что касается перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования, то в законе отсутствуют нормы в отношении веществ, по каким-то причинам не включенных в указанный перечень. Это может явиться препятствием к внедрению новых технологий, при реализации которых могут образовываться и поступать в атмосферный воздух и водные объекты вещества, отсутствующие в перечне. Положений об установлении регламента пересмотра или дополнения перечня в законе не имеется.